Глава Синодального отдела

Глава Синодального отдела

Глава Синодального отдела Украинской Православной Церкви по социально-гуманитарным вопросам

Протоиерей Владислав Диханов

Протоиерей Владислав Диханов

 

Глава Синодального отдела Украинской Православной Церкви по социально-гуманитарным вопросам (с 2014 года, с момента образования Отдела).

  • Дата рождения: 07 сентября 1972 г.
  • Дата рукоположения во диакона: 05 марта 2005 г.
  • Дата рукоположения во священника: 23 марта 2005 г.
  • Образование: КДС; КСУ, магистр по страноведению.
 

«О том, как понять готов ли ты служить Богу, и к чему каждому из нас нужно стремиться, и о социальной деятельности вообще…»



- Какими жизненными стезями Господь привел Вас к осознанию того, что Вы должны заниматься социальной деятельностью?
Когда начинал заниматься тем, что сейчас называется социальной деятельностью, я не мыслил и не думал в том ключе, что это – социальная деятельность. Все мы знаем заповеди, о которых говорил Господь. Он весь закон и всех пророков свёл всего к двум заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» (Мк.12:30) и «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мк. 12:31). Так вот, относительно второй заповеди, ближнего ведь нужно любить не только, наверное, читая ему всю жизнь стихотворения о том, как я тебя, ближний мой, люблю, а как-то деятельно помогая, вникая в нужды, порой даже в скорби человека. То, к чему призывает христианство – это сострадание, милосердие. Ведь сострадание – это особое христианское состояние, это больше, чем просто чувство. Оно спасительно, хотя и не всегда приятно. Это нужно понимать и осознавать.

Так вот, заниматься социальной деятельностью я стал, когда был назначен служить на первые свои два прихода – один простой сельский приход, а второй – приход при областной больнице Днепропетровской епархии. Конечно, я понимал, что мне как священнику нужно созидать в первую очередь свою общину. И здесь важно помнить, что община – это живые люди. А живые люди – это и радость, и печаль, это и ответственность, и проблемы. Однако когда община сплотилась, возникла идея создать небольшую богадельню в старом корпусе здания больницы, где можно было бы брать попечение о неимущих людях. Я увидел, что могу быть чем-то полезен людям, что могу организовать что-то, чтобы оказать им помощь. Поговорил с врачами – они согласились оказывать медицинскую помощь, какой-то уход, ну и прихожане храма изъявили желание поддерживать нуждающихся. Так возникла идея первого такого вот социального проекта.

Но вдруг я понял, что все-таки мне нужно больше знаний для глубокого понимания как правильно организовывать такие социальные проекты. Я встретил своего давнего знакомого – протодиакона Иоанна Диденко, который на тот момент был заместителем Главы Синодального отдела благотворительности и социального служения УПЦ. Он рассказал, что их Отдел будет проводить обучающие семинары, и предложил мне принять участие в одном из них.

По моем возвращении из Киева, секретарь Епархии сказал, что, так как я брал участие в семинаре по социальной работе, то меня бы и назначить на должность руководителя Днепропетровского епархиального отдела благотворительности и социального служения. Тут же буквально взял меня за руку и сразу к Архиерею повел. Как говорится, я – ни сном, ни духом, - не ожидал. Владыка же преподал мне свое благословение на несение этого послушания Церкви. Что мне оставалось делать? Перечить не стал. Если такова Божья воля, значит надо идти этим путем. Поклонился, принял благословение, попросил молитв и начал действовать. Вот так Господь на эту стезю меня и привел.

- В социальной работе один из рисков – выгорание. Расскажите, было ли оно у вас когда-то? Если нет, то как Вам удалось его избежать?
Если скажу, что не было – не поверят. Наблюдая за тем как строится социальная работа, всегда пытаюсь анализировать почему люди выгорают. Основных причин на самом деле не так и много. Во-первых, это духовная причина: ты должен постоянно держать себя в духовном тонусе и понимать что, как говорили святые отцы, «не всякое доброе дело будет принято у Христа, а только Христа ради делаемое». Соответственно, вот он, ориентир. Делать что-то нужно Христа ради, а не ради себя или похвалы. Главное, чтобы имя Божие прославлялось.

Ну а для того, чтобы держать себя в духовном тонусе, не достаточно, конечно, понимать, что ты делаешь что-либо Христа ради, нужно и жить Христа ради. Так, чтобы жизнь была воплощением заповедей. Пусть не сразу, пусть воплощением не всех заповедей одновременно, но хотя бы шаг за шагом, постепенно.

Во-вторых, меня очень поразило то, что неумение правильно организовать социальный благотворительный проект часто приводит людей к срывам. Есть, к примеру, хорошие ребята-волонтеры, священники с порывом сделать что-либо доброе. Но приступая к подготовке, они выгорают эмоционально настолько сильно из-за споров, из-за попыток доказать друг другу как будет лучше. Я вдруг подумал – ведь можно все решить как-то по-другому. В мире есть много разных методик, по которым строятся производственные какие-то моменты. Там же четко всё отработано – алгоритм всего процесса. Продумана вся логистика. Так почему бы и здесь всё это не продумать? Почему мы изобретаем велосипед? Просто нужно эти подходы адаптировать к церковной среде, и главное – помнить, что они ценны не сами по себе, а будут ценны только тогда, когда будут направленны на служение ближнему и во славу Божию. Наверное, вот эти моменты заставили меня основательно подходить к тому, что я делаю, и помогли не выгорать.

- Что Вы можете посоветовать тем, кто только начал трудиться в социальной сфере и полон энтузиазма помогать людям?
В первую очередь сделать внутреннюю ревизию. Проанализировать самого себя в связи с тем, что я выше уже говорил. Действительно, самому себе задать вопрос: ради Кого и ради чего ты это собираешься делать, и готов ли ты к тем трудностям, которые потом последуют за этим. Ведь по слову святых отцов, всякому доброму делу либо предшествует, либо последует испытания. Поэтому, приступая работать Господеви, нужно понять, готов ли ты расти духовно?..

- А как понять, готов ты или нет?
Просто берешь и делаешь – да-да, нет-нет. Но внутри изначально мы должны дать себе ответ, есть ли у нас желание служить Богу и расти духовно. Чтобы понять кто ты и что ты, нужно испытать себя. Преподобный Исаак Сирин говорил, что очень часто Господь подает дары Духа Святого, не извещая нас об этом. Потом Господь посылает какое-то испытание, искушение, в котором раскрывает этот дар, чтобы человек понял, что в нем он есть. Поэтому происходящих каких-то испытаний не нужно бояться. Возможно, они в нас откроют какие-то новые таланты, о которых мы не подозревали. После этого важно иметь мужество начать делать то, к чему Господь тебя призывает. Вот испытывай пути Господни и делай…

- О каких особенностях социальной работы необходимо знать человеку, желающему заниматься социальной деятельностью?
Если ты хочешь потрудиться во славу Божию, на пользу ближнего, то помни, что твоим первым помощником Сам Господь и будет. Он тебя вразумит, Он тебя научит. Даже планирование, каким бы оно ни было бы конкретным и уникальным, не отменяет законов Божьего промысла. Не все пути человеческие угодны Господу Спасителю. Поэтому, шаг за шагом, всегда нужно сверять, угодно ли Богу то, что я делаю или то, чем я собираюсь заниматься? Ну и, конечно же, древнейшее врачебное правило «не навреди» в данном случае тоже очень важно, потому что не всякое доброе дело является таковым. Иногда оно еще и вред может принести: как делающему, так и тому, ради кого оно делается. Нужно быть очень осторожным. Вот почему во всем нужно искать волю Божию, пользоваться советами людей сведущих, опытных, духовных, заручиться молитвенной поддержкой, обязательно молиться самому, и, конечно же, не бояться что-то делать. Вот чего-чего, а бояться точно не стоит. Это естественное состояние человека – творить добрые дела, потому что, коль мы уж чада Божии и носим образ и подобие Божие (а Господь благ, и всё, что Он делает – благо), то, по сути, мы к этому и призваны – творить вот это вот благо. Потому, если мы не делаем дела милосердия, или медлим, то мы делаем нечто Богу и себе противное, поступаем против нашего собственного естества.

В Священном Писании сказано, что каждый должен угождать не себе, а ближнему. Вот к этому нам и нужно расти, с Божьей помощью.